проект
23 сентября 2025
Долгосрочный проект по патриотическому воспитанию в младшей группе «Моя малая родина»
(с. Кизильское)
Актуальность
Ранний возраст — благоприятный период для зарождения чувства привязанности к родному дому, семье, детскому саду, месту проживания. Формирование основ патриотизма через познание ближайшего окружения закладывает фундамент гражданской позиции ребёнка в будущем.
Цель
Сформировать у детей младшего дошкольного возраста начальные представления о малой родине, семье и детском саду как части родной страны; пробудить чувство привязанности и гордости за своё окружение.
Задачи
- познакомить детей с понятием «родная земля», «дом», «семья», «детский сад»;
- сформировать первичные представления о селе Кизильское (улицы, здания, природа);
- воспитать бережное отношение к природе родного края;
- развить интерес к традициям и культуре родного села;
- вовлечь родителей в совместную деятельность по патриотическому воспитанию;
- создать эмоционально благоприятную среду для формирования чувства принадлежности к своему селу и стране.
Участники : Дети младшей группы (3–4 года), воспитатели группы, родители, музыкальный руководитель, старший воспитатель.
Сроки реализации - 1 учебный год ( 15 сентябрь - 20 май)
Этапы реализации
- Подготовительный (сентябрь)
- анкетирование родителей «Что мы знаем о Кизильском?»;
- создание предметно‑развивающей среды (уголок «Моё село», фото-стенд «Красивые места Кизильского»);
- подбор методического и наглядного материала (фото, открытки, книги о селе);
- разработка плана мероприятий;
- знакомство детей с понятием «родной дом», «семья».
- Основной (октябрь — апрель)
- Блок «Мой дом, моя семья»
- беседы: «Мой дом», «Моя семья», «Как мы отдыхаем вместе»;
- рассматривание семейных фотоальбомов;
- рисование «Дом, в котором я живу»;
- сюжетно‑ролевые игры: «Семья», «Дочки‑матери»;
- изготовление подарков для родных.
- Блок «Мой детский сад»
- экскурсии по детскому саду (кухня, медицинский кабинет, музыкальный зал);
- беседа «Наш любимый детский сад»;
- коллективная аппликация «Наш детский сад»;
- чтение стихов о детском саду.
- Блок «Моё село — Кизильское»
- виртуальные экскурсии (фото- и видеопрогулки по главным улицам села);
- рассматривание открыток и фотографий «Достопримечательности Кизильского»;
- беседа «Где живут наши воспитатели» (с показом фото);
- рисование «Улица, на которой я живу»;
- конструирование «Дома нашего села».
- Блок «Природа родного края»
- наблюдения за сезонными изменениями в природе села;
- прогулки‑экскурсии по территории детского сада и близлежащим местам;
- рассматривание иллюстраций «Растения и животные нашего края»;
- аппликация «Осенние листья», «Весенние цветы»;
- сбор природного материала для поделок.
- Блок «Традиции и культура»
- знакомство с народными играми Южного Урала;
- прослушивание народных мелодий;
- разучивание потешек и песенок о доме, семье, природе;
- участие в празднике «Осенняя ярмарка» (с привлечением родителей).
- Заключительный (май)
- выставка детских работ «Моё Кизильское»;
- праздник «Моя малая родина» с участием детей и родителей;
- создание альбома «Мы живём в Кизильском»;
- подведение итогов, анкетирование родителей «Что изменилось?»;
- презентация проекта на родительском собрании.
- Формы и методы работы
- беседы и рассказы;
- рассматривание фотографий, иллюстраций;
- экскурсии и наблюдения;
- художественная деятельность (рисование, лепка, аппликация);
- музыкально‑художественная деятельность (пение, слушание, танцы);
- игровые методы (сюжетно‑ролевые, дидактические, подвижные игры);
- проектная деятельность (создание альбомов, выставок);
- взаимодействие с семьёй (совместные мероприятия, консультации, мастер‑классы).
- Материально‑техническое обеспечение
- фотоматериалы о селе Кизильское;
- открытки и иллюстрации с видами села и природы;
- детская художественная литература о доме, семье, родном крае;
- материалы для творчества (бумага, краски, кисти, пластилин, клей, природный материал);
- аудиозаписи народных мелодий и песен о Родине;
- атрибуты для сюжетно‑ролевых игр («Семья», «Детский сад»).
Ожидаемые результаты
У детей:
- сформированы начальные представления о семье, доме, детском саду, селе Кизильское;
- проявляется интерес к природе и традициям родного края;
- выражено бережное отношение к окружающему миру;
- наблюдается эмоциональная отзывчивость на красоту родного села;
- развиты навыки совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
У родителей:
- повышена компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников;
- укреплена связь с детским садом через совместное участие в мероприятиях;
- сформировано позитивное отношение к традициям родного села.
- У педагогов:
- систематизирован опыт работы по патриотическому воспитанию младших
- дошкольников;
- создана развивающая среда, способствующая формированию патриотических чувств;
- налажено эффективное взаимодействие с семьями воспитанников.
- Критерии оценки эффективности
- наблюдение за эмоциональным откликом детей на темы о родном селе;
- анализ продуктов детской деятельности (рисунки, аппликации, поделки);
- отзывы родителей (анкеты, беседы);
- активность участия детей и родителей в мероприятиях проекта;
- качество созданных совместных продуктов (альбомы, выставки, праздники).
Перспективы развития проекта
- расширение тематики: знакомство с историей села, знаменитыми земляками;
- организация мини‑музея «Моё Кизильское» в группе;
- сотрудничество с сельской библиотекой и домом культуры;
- включение элементов краеведения в повседневную деятельность группы.